В России подготовили план спасения еще одной отрасли
02.09.2025 09:34

Эта инициатива была объявлена после заседания подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики 29 августа, как сообщает газета «Коммерсантъ».
Одним из предложенных шагов является увеличение экспортных пошлин на лом черных металлов, с целью снижения его цены для отечественных производителей. В настоящее время пошлины составляют пять процентов от стоимости, но не менее 15 евро за тонну; предлагается увеличить этот минимум до 25 евро. Такие меры направлены на стимулирование отечественного производства и поддержку металлургических предприятий в сложившейся ситуации.В условиях низкого спроса и снижения цен на металлургические продукты, в 2026 году предприятиям этой отрасли может быть предложено смягчение нагрузки от акциза на жидкую сталь. В настоящее время этот акциз составляет 2,7 процента от стоимости стальных слябов в портах Черного моря, но не взимается, если стоимость ниже 30 тысяч рублей. Кроме того, предлагается освободить от уплаты акциза новые мощности с инвестициями от 50 миллиардов рублей на период активной инвестиционной фазы и последующие три года.Металлургический сектор столкнулся с вызовами в виде снижения спроса и цен на свою продукцию в последний год. По оценкам компании "Северсталь", спрос на металл упал на 14-15 процентов в первом полугодии. За первые семь месяцев выпуск стали и готового проката сократился на 5,1 и 5,3 процента соответственно. Эти меры по смягчению нагрузки от акциза и стимулированию инвестиций могут помочь металлургическим предприятиям преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются в условиях нестабильного рынка и экономической неопределенности.В условиях, когда размер акциза превышает налог на прибыль, металлургическая отрасль лишается конкурентоспособности. Опрошенные участники рынка отмечают, что цена отсечки в 30 тысяч рублей является неоправданно низкой. Даже при стоимости сляба в 32 тысячи рублей металлурги фиксируют убытки и обязаны платить акциз.Помимо этого, металлургические предприятия ранее обращались с просьбой о помощи в вопросах логистики. Они предлагали заморозить железнодорожные тарифы на свою продукцию, что могло бы принести им экономию в 21 миллиард рублей. В настоящее время компании вынуждены переходить на альтернативные виды транспорта из-за резкого роста стоимости грузоперевозок по железной дороге.Таким образом, проблема с акцизом и логистикой ставит под угрозу не только финансовое состояние металлургических предприятий, но и их возможности конкурировать на рынке. Необходимо найти комплексное решение для поддержки отрасли и обеспечения ее стабильного развития.Важно отметить, что ОАО «РЖД» активно работает над сближением тарифов на перевозку сырья и готовой продукции. Однако стоит отметить, что тариф для сырья не покрывает даже базовые эксплуатационные расходы компании. Это создает дисбаланс и затрудняет эффективное функционирование отрасли.Недавно начальник аналитического отдела «Металлоснабжение и сбыт» Виктор Тарнавский высказал мнение о катастрофическом дефиците спроса со стороны металлургических предприятий. Он подчеркнул, что для решения этой проблемы необходимо срочно пересмотреть ключевые ставки и увеличить инвестиции в отрасль как со стороны частных компаний, так и со стороны государства.Предупреждение генерального директора «Северстали» Александра Шевелева о возможной остановке некоторых металлургических заводов из-за снижения спроса на продукцию вызывает серьезные опасения. Это свидетельствует о необходимости принятия срочных мер для стабилизации отрасли и обеспечения ее устойчивого развития.Источник и фото - lenta.ru