Одна из частей российского флота оказалась полностью устаревшей
09.10.2025 09:29

Из общего числа в 838 судов только 73 были построены менее 24 лет назад, при этом средний возраст судов составляет 46 лет. Эта ситуация оказывает негативное влияние на объемы перевозок по реке.
Судоходство на Амуре переживает не лучшие времена: если в период с 1985 по 1990 годы объемы грузоперевозок превышали 33 миллиона тонн, то к 2024 году они сократились до 2,2 миллиона тонн. Из этой цифры 1,7 миллиона тонн приходится на внутренние потребности. Это свидетельствует о том, что ситуация с перевозками на реке Амур требует немедленного внимания и решения проблемы устаревшего флота.
Без обновления судового парка и принятия соответствующих мер, перспективы развития грузоперевозок по Амуру остаются под угрозой. Необходимо принимать срочные меры для обновления флота и увеличения объемов грузоперевозок, чтобы обеспечить эффективное функционирование речного транспорта в регионе.
Важность увеличения грузоперевозок по водной артерии Дальнего Востока до семи миллионов тонн к 2040 году подчеркивается в концепции программы развития Амурского бассейна, разработанной ФАНУ «Восточный центр государственного планирования». Этот план предусматривает значительное увеличение объемов перевозок, хотя они останутся в 3,5 раза ниже, чем в период советских лет.
Согласно мнению Виктора Калашникова, члена комитета Совфеда по экономической политике, китайская сторона также заинтересована в развитии грузовых перевозок. Он отметил, что в настоящее время суда под китайским флагом обслуживают до 70 процентов экспортно-импортных грузов на реке Амур.
Увеличение грузопотока по ключевой водной артерии региона не только способствует развитию транспортной инфраструктуры, но также открывает новые перспективы для сотрудничества между Россией и Китаем в сфере торговли и экономики. Важно продолжать развивать сотрудничество и обмениваться опытом для эффективного управления грузоперевозками в регионе.
Экспертный совет комитета по защите конкуренции Госдумы высказал мнение о том, что сумма в 30-40 миллиардов рублей, выделенная на льготный лизинг для обновления флота, явно недостаточна для решения проблемы. По их мнению, необходимо вложить в развитие судостроительной отрасли значительно больше средств, чтобы привлечь инвесторов и частный капитал к строительству новых судов.
Однако стоит отметить, что финансирование - не единственная проблема. Существуют также сомнения относительно способности Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) обеспечить выпуск необходимого количества судов.
Депутаты подчеркнули, что успешный запуск первых судов мог бы стимулировать интерес со стороны инвесторов и помочь привлечь дополнительные инвестиции в судостроительную отрасль.
В связи с нехваткой заказов и объемов производства на Хабаровском судостроительном заводе (ХСЗ), ОСК планирует сократить 70 процентов сотрудников. Эта информация вызвала обеспокоенность властей, в том числе вице-премьера Юрия Трутнева, который поручил Минтрансу и Минпромторгу разработать программу обновления флота и портов Амурского бассейна, где ХСЗ мог бы стать исполнителем крупного госзаказа на строительство судов.
Губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин выразил готовность выкупить завод у ОСК за символическую сумму и предпринять меры для сохранения рабочих мест. Это решение вызвано не только экономическими соображениями, но и стремлением поддержать развитие судостроения в регионе.
Важно обеспечить устойчивое развитие ХСЗ и сохранить его потенциал для выполнения будущих заказов. Поддержка судостроительной отрасли важна не только для экономики региона, но и для обеспечения безопасности и развития транспортной инфраструктуры в Амурском бассейне.
Источник и фото - lenta.ru