Названа причина сноса церквей при советской власти. Зачем это было нужно Сталину и Хрущеву?
13.06.2025 11:16

Кандидат исторических наук, заместитель директора по научной работе Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева Анатолий Оксенюк поделился своим мнением в интервью «Ленте.ру».
Распространенное сейчас мнение о том, что советская власть безжалостно уничтожала исторические памятники, требует серьезной переоценки. Оксенюк подчеркнул, что история сохранения культурного наследия в СССР была гораздо более сложной и многогранной, чем принято считать.Рассказывая о Петре Барановском, который активно защищал древнерусские памятники от уничтожения в период советской власти, ученый призвал к отказу от упрощенного взгляда на исторические процессы. Важно понимать контекст и сложность того времени, чтобы оценить истинные усилия по сохранению культурного наследия.Историк Оксенюк подчеркивает важность понимания причин сноса зданий в контексте исторических событий. По его мнению, церковные здания для большевистского режима не были главной проблемой, а важными были церковные общины и люди, собиравшиеся в них. Сначала власти отбирали храмы, а затем пытались найти им новое применение, что не всегда удавалось. Историк также отмечает, что кампания по сносу зданий была попыткой местных властей продемонстрировать свою активность в коренном переустройстве страны вышестоящему начальству.В начале советской эпохи, идеологи ставили перед собой задачу создания нового общества и нового быта, но реализация этих абстрактных идей оказалась сложной. В первую очередь, никто не имел представления, как это все воплотить на практике. В Москве, которая пострадала от этой кампании особенно сильно, столичное большевистское руководство стремилось продемонстрировать свою работу по реконструкции города. Осуществление грандиозных замыслов сталкивалось с финансовыми трудностями, историк отмечал, что не хватало средств для воплощения подобных идей в жизнь.В период правления Хрущева, массовый снос церквей в конце 50-х — начале 60-х годов XX века вызвал много вопросов и раздумий. Эксперт Оксенюк отметил, что власти стремились продемонстрировать свою деятельность, даже если на строительство новых объектов не хватало средств. Из-за этого часто случалось, что церковь сносили, чтобы затем не иметь возможности реализовать новый проект на ее месте.Согласно высказыванию Оксенюка, причины массового сноса церквей в эпоху Хрущева требуют более детального изучения. Возможно, в этом процессе играла большую роль идеология времени. Важно отметить, что в то время уже существовали новые технологии строительства и современные подходы к городскому планированию, что также могло повлиять на принятие решений о сносе и замене церквей. Однако, исторический контекст и политические мотивы остаются предметом дальнейших исследований.В начале XX века, с момента прихода большевиков к власти, началась антирелигиозная кампания, которая, однако, не сразу затронула храмы. Изъятие церковных ценностей в начале 1920-х годов стало лишь началом этого процесса, а снос храмов начался лишь в конце десятилетия.Особое внимание следует уделить избеганию категоричных суждений и поиску понимания логики исторического развития в России в XX веке. Историк Оксенюк подчеркнул, что не ставит целью оправдать массовое уничтожение исторических памятников в годы советской власти, против которого выступал Барановский. Он лишь стремится разъяснить контекст того времени и логику принимаемых решений.Важно отметить, что понимание исторических событий требует взвешенного подхода и анализа, учитывая сложность политической и социальной обстановки того времени. Каждое действие и решение в истории имеет свои причины и последствия, и только глубокий анализ позволяет понять истинные мотивы и действия людей в прошлом.Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984) был выдающимся русским и советским архитектором, искусствоведом и реставратором памятников древнерусского зодчества. Его вклад в сохранение и изучение культурного наследия России был огромен. Он был организатором первого в стране музея-заповедника под открытым небом в Коломенском (директор в 1923-1933 годах) и одним из основателей Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Андрониковом монастыре в Москве. Кроме того, он также сыграл важную роль в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).Барановский был страстным сторонником исследования и сохранения исторических архитектурных памятников. Его работы по реставрации древних сооружений позволили сохранить множество уникальных объектов для будущих поколений. Его методы и подход к реставрации стали образцом для многих специалистов в области сохранения культурного наследия.Наследие Петра Дмитриевича Барановского продолжает вдохновлять архитекторов, исследователей и защитников исторических памятников. Его труды остаются актуальными и ценными для изучения и сохранения богатого культурного наследия России.Петр Барановский, известный исследователь истории архитектуры и автор инструкций по методике реставрации, разработал уникальный метод восстановления кирпичного декора. Его метод основан на расчете кладки кирпича или наращивании сохранившихся частей кирпича. Эти инновационные подходы помогли сохранить и восстановить множество исторических зданий и памятников архитектуры. Петр Барановский ушел из жизни 12 июня 1984 года в Москве, оставив свой след в истории реставрации и архитектуры.Источник и фото - lenta.ru