Морские перевозки российского угля резко подорожали
07.08.2025 10:41

Согласно обзору агентства Argus, стоимость перевозки увеличилась в среднем на 20 процентов по сравнению с предыдущими месяцами, достигнув максимальных значений в 2021 году. Это явление отразилось на ценах за доставку из различных портов, как, например, из черноморского порта Тамань в турецкий Искендерун, где цена увеличилась на четверть, достигнув 15 долларов за тонну. Аналогичная ситуация наблюдается и с перевозкой угля из балтийского порта Усть-Луга.
По данным агентства, стоимость фрахта на дальневосточном направлении также поднялась до сопоставимых уровней, а перевозка угля из Усть-Луги в Индию также стала дороже. Этот рост ставок связан с различными факторами, включая увеличение спроса на уголь и изменения в мировой экономике. Повышение цен на фрахт может повлиять на конечные цены угля для потребителей и иметь влияние на международную торговлю этим ресурсом.С начала июля цены на перевозки на трансатлантическом направлении выросли на 30 процентов из-за усиления глобального спроса. Одной из причин такого роста стала рекордная урожайность сои в Бразилии и начало экспорта кукурузы. Новые правила безопасности, требующие разрешения от начальника порта и ФСБ для прибывающих судов из-за рубежа, также оказывают дополнительное давление на размер платы за перевозки из России. Эти меры могут снизить доступность судов из-за увеличения административной нагрузки на фрахтователей и судовладельцев.В условиях, описанных в статье, российские компании активно сосредоточились на коротких маршрутах поставок угля, в первую очередь в Турцию, где экспорт угля оставался прибыльным. Однако, согласно ведущему эксперту «Финама» Дмитрию Баранову, рост фрахтовых ставок не должен привести к снижению отгрузки угля в ближайшее время. Он утверждает, что увеличение ставок может привлечь новых судовладельцев, что в конечном итоге стабилизирует цены на уголь.Партнер Neft Research по консалтингу Александр Котов подчеркнул, что на данный момент рост ставок не является основной проблемой для угольной отрасли, которая столкнулась с непростыми временами. Гораздо важнее для нее остаются низкие цены на уголь на мировом рынке, делающие экспорт убыточным. Таким образом, снижение стоимости угля является более значимым фактором для отрасли, чем изменения в фрахтовых ставках.Согласно данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), с начала текущего года объем экспорта угля из России увеличился на 1 процент и достиг 81,3 миллиона тонн. Однако в этот же период убытки российских угольщиков составили 136,2 миллиарда рублей, в то время как годом ранее они получили прибыль в размере 9,1 миллиарда.Экспорт угля из России продолжает оставаться значимым сектором экономики, однако растущие убытки представляют серьезную угрозу для отрасли. Причины такого негативного динамики могут быть связаны с изменениями в мировых ценовых трендах, конкуренцией на рынке и внутренними факторами, влияющими на производство угля.Необходимо провести более детальный анализ факторов, влияющих на прибыльность угольной отрасли в России, чтобы разработать эффективные стратегии по улучшению финансовых показателей и обеспечению устойчивого развития этого сектора экономики.Источник и фото - lenta.ru