80 лет Великой Победе!

«Это больше похоже на анекдоты». Развенчан главный миф о покупке автомобиля в СССР. Как на этом делались целые состояния?

Он рассказывает о том, что в СССР существовала система подпольных продаж, позволявшая приобрести автомобиль за год-полтора, а то и всего несколько месяцев. Это исследование вышло в свет издательством "Новое литературное обозрение".

История взаимоотношений россиян с автомобилями отражена в книге Канунникова, начиная с "Руссо-Балтов" в последние десятилетия Российской империи и заканчивая "Москвичами" и "Жигулями" в конце советского периода. Автомобиль рассматривается как предмет роскоши, который со временем становится дорогим, но все же доступным и необходимым приобретением.

В условиях постоянного дефицита автолюбители прибегали к различным ухищрениям, чтобы приобрести желанный автомобиль. Разговоры о многолетнем ожидании машины оказались далеки от реальности, так как советская система распределения автомобилей была запутанной и неэффективной. Покупка и перепродажа автомобилей стали для многих советских людей способом не только приобрести желаемый транспорт, но и разбогатеть.

Дефицит машин привел к возникновению теневых связей между гражданами, что в условиях советских законов часто рассматривалось как злоупотребление и даже преступление. Эта проблема началась сразу после войны и затронула даже трофейные автомобили. В то время как многие люди стояли в очередях и ждали годами, чтобы получить автомобиль по официальной программе, другие находили способы обойти систему и приобретали машины через неофициальные каналы.

«Лента.ру» с разрешения издательства НЛО публикует этот отрывок, чтобы пролить свет на сложные и не всегда законные пути, которыми советские граждане шли, чтобы стать обладателями автомобилей.

Историк Елена Твердюкова приводит следующий эпизод, раскрывающий тему коррупции и злоупотреблений военных времен. В феврале 1947 года в Комиссию партийного контроля поступило анонимное сообщение о капитане Ю.М. Минкине из третьего отдела автомобильной службы 1-го Украинского фронта. Согласно этому сообщению, капитан приобрел "Опель" под видом запчастей, отремонтировал его и зарегистрировал как свой собственный автомобиль. Через некоторое время он повторил этот обман, приобретя "Мерседес-Бенц" без необходимых документов на покупку или право владения. Инспектор Максимов, в свою очередь, согласился на незаконную регистрацию в обмен на ремонт своей личной машины и возможность пользоваться "Мерседесом".

Этот эпизод является лишь одним из многих примеров коррупции и злоупотреблений военного времени, когда в условиях дефицита и хаоса многие военнослужащие и чиновники пытались обогатиться за счет нарушения законов и норм. Подобные случаи свидетельствуют о том, что военная мощь и патриотизм не всегда сочетаются с честностью и законопослушанием. Важно изучать и осуждать подобные проявления коррупции, чтобы предотвратить их повторение и сохранить нравственные принципы в обществе.

В магазинах часто возникают очереди, которые формируются без вмешательства государства. Например, на Перовском рынке появилась очередь за новым автомобилем «Запорожец» ЗАЗ-965, организованная «общественной комиссией», которая собирала деньги на обзаведение. Однако вскоре эта очередь исчезла, подчеркивая временный характер подобных явлений.

Авторы отмечают, что многие владельцы автомобилей стремятся продать свои машины по выгодной цене и купить новую модель через несколько лет. Этот цикл покупки и продажи автомобилей по спекулятивным ценам становится общепринятой практикой среди автолюбителей.

Таким образом, явление образования очередей за популярными товарами, включая автомобили, связано не только с потребностью в новом продукте, но и с желанием заработать на его перепродаже. Важно понимать, что такие ситуации могут быть временными и зависеть от спроса и предложения на рынке.

В мире науки и интеллекта встречаются удивительные истории, одна из которых рассказывается в воспоминаниях Коры Ландау-Дробанцевой, вдовы известного физика Льва Ландау. В этом рассказе звучит удивительный эпизод, где ключевую роль играет Евгений Лифшиц, близкий друг Ландау.

Среди ярких имен научного мира, таких как Ландау, Лифшиц и другие за границей известные ученые, существовала особая система обращения с валютой, которая позволяла им законно оперировать иностранной валютой, получаемой за свои книги, изданные за пределами страны.

Эти истории, хоть и не так громко обсуждались в прессе, заставляют задуматься о том, какие еще удивительные моменты скрывает мир науки и какие необычные практики применялись даже среди выдающихся умов.

В журнале "За рулем" описывался случай с заместителем управляющего трестом, который умело оборачивался на покупке и продаже автомобилей. Начав с приобретения подержанного "Москвича-401" за 3250 рублей, он вложил еще 3000 рублей в ремонт и продал машину за 10 тысяч. Затем этот спекулянт приобрел "Победу" и смог продать ее на 6000 рублей дороже, чем купил.

Журнал иронично отмечал, что сейчас этот "комбинатор" уже ездит на "Волге" и, по слухам, мечтает о "Чайке". Сарказм в адрес таких автолюбителей того времени заключался в том, что правительственную "Чайку" нельзя было приобрести ни за какие деньги. В то время это было символом статуса и привилегий, доступных только высшему руководству.

В советской автомобильной сфере не все граждане стояли в очередях. Словосочетания «без очереди», «по знакомству», «по блату» были распространены и вызывали недовольство среди тех, кто ждал своей очереди на покупку автомобиля. Эти практики не ограничивались только привилегированными гражданами, такими как известные деятели науки или культуры. Все чаще становилось заметно, что автомобили «без очереди» приобретали и люди из разных сфер жизни.

Нарушения в процессе покупки автомобилей были распространены в советской повседневности. Не только известные личности, но и обычные граждане могли обойти очередь, используя связи или личные знакомства. Эта практика вызывала недовольство среди тех, кто честно ждал своей очереди.

Ситуация с приобретением автомобилей без очереди отражала общие тенденции советского общества, где привилегии и связи играли значительную роль в получении дефицитных товаров. Необходимо понимать контекст времени и обстоятельства, в которых советские граждане сталкивались с подобными вызовами.

Исследуя архивные документы, Елена Твердюкова обнаружила, что в 1952 году в Ташкенте и Свердловске произошли аресты по агентурным делам. Среди задержанных были заместитель управляющего Ташкентской товарной базой Бродский и уполномоченный по закупкам Афанасьев. Из их владения было изъято значительное количество денег, облигаций и автомобилей. Общая стоимость изъятого имущества превышала 3 миллиона рублей. Такие факты заставляют задуматься о том, какие люди могли стоять в этих очередях и какие мотивы их двигали.

В период с 1948 по 1952 год в строительной организации, которую возглавлял Николай Павленко, царила коррупция и взятки, благодаря которым у них были легковые автомобили. Эта нелегальная структура была хорошо оснащена и имела разветвленную сеть контактов с представителями местных властей. Среди множества техники и имущества, принадлежащего "фирме" Павленко, следствие обнаружило семь автомобилей марки "Победа", которые были куплены за наличные, вопреки установленным правилам о безналичных расчетах.

Это нарушение стандартов стало явным показателем того, насколько далеко зашла коррупция в данной организации. Одним из автомобилей был использован для транспортировки руководителя подпольного строительного синдиката, который был связан с Павленко. Подобные примеры свидетельствовали о том, что влияние коррупции проникало в различные сферы деятельности и нарушало законы и нормы, установленные для борьбы с незаконными практиками.

Наверняка никто из подобных граждан не испытывал необходимости стоять в очереди и ждать свой автомобиль два-три года.

В то время жизнь автолюбителя была насыщена событиями, начиная с момента покупки машины и заканчивая продажей старой и покупкой новой. Этот процесс нес с собой не только радости, но и много забот.

Несмотря на запуск двух новых мощных заводов и рост цен на автомобили, дефицит машин не только не сокращался, но и продолжал увеличиваться. Первая модель ВАЗ-2101 с завода Волжского автозавода стоила 5500 рублей, что оказалось дороже "Москвича-412". За ту же сумму можно было купить престижную и любимую, но патологически дефицитную "Волгу" — ГАЗ-21.

В 1968 году начался выпуск мелкосерийной модели "Волга" - ГАЗ-24, которая стоила примерно 9000 рублей, а в 1970 году началось массовое производство этого автомобиля. В то время средняя месячная зарплата в СССР составляла 122 рубля. Однако в некоторых отраслях, таких как промышленность и строительство, инженерно-технические работники получали от 175 до 200 рублей в месяц. Эти цифры говорят о различиях в заработной плате в зависимости от сферы деятельности.

Кроме того, стоит отметить, что официальные доходы советской элиты, куда входили выдающиеся ученые, писатели, композиторы, актеры, а также чиновники среднего и высшего звена, были значительно выше среднестатистической зарплаты. Это свидетельствует о социальных различиях и неравенстве в обществе того времени.

В 1970-х годах все больше граждан начали получать дополнительные доходы не только на основной работе, но и через различные неофициальные занятия, такие как "халтуры" и "шабашки". Например, молодые специалисты из научно-исследовательских институтов и даже студенты, находясь в отпуске, устраивались на строительные работы за городом, например, в сельской местности, где строили простые сооружения, такие как коровники или свинарники. За месяц такого тяжелого труда, который длился по 12 часов в день, молодые ученые могли заработать до 1000 рублей.

Более того, некоторые граждане занимались неофициальной трудовой деятельностью вечерами после основной работы, а также в выходные дни. Это был способ дополнительного заработка для многих людей, позволявший улучшить свой материальный статус или просто пополнить семейный бюджет. Такие дополнительные занятия требовали высокой работоспособности и настойчивости, но приносили дополнительные деньги, которые были весьма ценны в условиях того времени.

В итоге, неофициальные и дополнительные источники дохода стали распространенным явлением в советском обществе 1970-х годов, обеспечивая гражданам возможность улучшить свое финансовое положение и обеспечить себе и своим семьям дополнительные возможности.

Некоторые граждане, обладающие хорошей профессиональной репутацией, находили возможность заработать неплохие деньги, занимаясь ремонтом квартир, строительством дач, ремонтом техники или изготовлением различных изделий. Все эти виды деятельности приносили доходы, которые значительно превышали основные. Однако эти заработки не учитывались в официальной статистике государства. Некоторые люди начинали заниматься подобными видами работы именно с целью заработать на покупку автомобиля.

Для того чтобы приобрести автомобиль, даже такой как "жигули", все еще необходимо было стать в очередь. В то время машины были дефицитом, и люди готовы были приложить усилия, чтобы наконец-то стать обладателями личного автотранспорта. Ремонт квартир, строительство дач, ремонт техники и другие виды деятельности становились для них дополнительным источником дохода, который помогал осуществить мечту о собственном автомобиле.

В конце 1960-х годов в Москве начали возникать неформальные очереди на дефицитные автомобили, что вызывало недовольство у многих автолюбителей. Осенью 1969 года в Измайловском парке была организована запись на покупку желанной "Волги". Некоторые потенциальные покупатели не только возмущались самим фактом неофициальной записи, но и тем, что в список включались даже те, кто не имел достаточно денег. В связи с этим в прессе появились предложения обязать записывающихся вносить аванс и разработать механизм отсеивания "халявщиков", стремящихся приобрести автомобиль "без труда". На рубеже 1970-х годов ситуация с неформальными очередями на автомобили стала все более актуальной и требовала поиска эффективных решений.

Советская автомобилизация была процессом, который привел к упорядочению очередей на покупку машин и введению административного контроля. Изначально записаться на автомобиль можно было в автомагазинах, затем в ЖЭКах по месту жительства, но в конечном итоге наиболее распространенным стало оформление через предприятия. Однако точных документальных данных о продолжительности ожидания права на покупку практически нет. Именно поэтому история советской автомобилизации стала источником многочисленных легенд и мифов. Некоторые из них вплетены в рассказы о том, как люди умудрялись обойти систему и получить автомобиль быстрее, чем другие.

Интересно, как с годами люди все больше вспоминают свои ощущения, а не точные даты и факты происходивших событий. Некоторые даже шутливо называют этот процесс "астрономическими сроками ожидания" — десять или даже пятнадцать лет. Однако, это скорее анекдоты, чем точные данные.

Опрос, проведенный среди людей из разных регионов, которые в советские времена сталкивались с необходимостью покупки автомобилей, показал, что реальное время ожидания редко превышало три-пять лет. Чаще всего люди проводили в очередях год-полтора, а иногда и всего несколько месяцев.

Этот опрос подчеркивает, что воспоминания о долгих очередях за автомобилями могут быть субъективными и подвержены искажениям со временем. Важно учитывать, что память часто подчеркивает эмоциональные аспекты и переживания, а не истинные факты и цифры.

Важно учитывать множество факторов при определении срока. Например, тип автомобиля может существенно влиять на этот параметр. Покупка "Москвича" была более доступной, чем "Жигулей", которые стали популярными среди автолюбителей.

Существует множество факторов, которые могут влиять на срок приобретения автомобиля. Одним из таких факторов является модель автомобиля. Например, приобретение "Москвича" было более простым по сравнению с "Жигулями", которые быстро завоевали популярность среди водителей.

Кроме модели автомобиля, срок приобретения также зависит от других факторов, таких как финансовые возможности покупателя и наличие необходимых документов. Важно учитывать все эти аспекты при планировании приобретения автомобиля.

Источник и фото - lenta.ru

Может быть интересно

Назначение Умерова на новую должность объяснили
Президент Украины Владимир Зеленский назначил бывшего министра обороны страны Рустема Умерова секретарем Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) с целью пр...
20 июля 2025
Собянин сообщил о новой попытке атаки на Москву
Мэр Москвы Сергей Собянин объявил о поражении еще одного украинского беспилотного летательного аппарата, который пытался атаковать столицу.
20 июля 2025
Глава IT-компании подал в отставку после скандала на концерте популярной группы
Генеральный директор американской IT-компании Astronomer, специализирующейся на обработке данных, Энди Байрон, ушел в отставку после скандала на концерте популярной британск...
20 июля 2025
Грузовик с детьми опрокинулся в российском регионе
В селе Салта Гунибского района Дагестана произошло ДТП с малотоннажным грузовым автомобилем, в результате которого 18 детей получили травмы.
20 июля 2025
В США рассказали о скатившемся до политики Байдена Трампе
Внешняя политика президента США Дональда Трампа столкнулась с рядом неудач, особенно на Ближнем Востоке и в усилиях по достижению мира на Украине.
20 июля 2025
20 июля: какой праздник отмечают в России и мире
20 июля - день, когда весь мир отмечает Международный день торта.
20 июля 2025
Украина выпустила по России сорок беспилотников
Вооруженные силы Украины (ВСУ) выпустили в сторону России сорок беспилотных аппаратов.
20 июля 2025